Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Как восстановить доступ к сайту?
УЧ.IT.ЕЛЬ | Образовательный веб-квест
Временные перебои в работе с платежами
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 323 человека

СППС

Дата: 16 января 2013 в 16:13, Обновлено 6 сентября в 15:37

Профилактика суицидального поведения

среди подростков.

Суицидальное   поведение   предоставляет   собой одну  из основных суицидально-медицинских  про­блем современного общества. Самоубийство входит в первую десятку причин смерти.

В Республике Беларусь самоубийство, как при­чина смерти, занимает четвертое место после сердечнососудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания.

Термин «суицидальное поведение» объеди­няет все проявления суицидальной активности -мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к под­ростковому возрасту, когда суицидальные проявле­ния отличаются многообразием.

Отмечается, что до 12 лет суицидальные попыт­ки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет.

Лишь 10% у детей и подростков имеется истин­ное желание покончить с собой, в 90% суицидальное поведение - это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и ве­чернее время, т.е. крик этот адресован к близким, прежде всего. В среднем каждая 4-я демонстратив­ная попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности.

Демонстративное суицидальное поведение

Это разыгрывание театральных сцен с изо­бражением попыток самоубийства. Безо всякого намерения действительно покончить с собой, ино­гда с расчетом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе взимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятно­стей,

или, наконец, чтобы наказать обидчика, обратить на него возмущение окружающих, или дос­тавить ему серьезные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует обыч­но о том, кому она адресована: дома - родным, в компании сверстников - кому-либо из ее членов и т.д. Следует, однако, учитывать что демонстра­тивные по замыслу действия вследствие недос­таточности, неправильного расчета или иных слу­чайностей могут обернуться роковыми последствиями. Оценка поступка как демонстративного тре­бует тщательного анализа всех обстоятельств.

�ресована: дома - родным, в компании сверстников - кому-либо из ее членов и т.д. Следует, однако, учитывать что демонстра­тивные по замыслу действия вследствие недос­таточности, неправильного расчета или иных слу­чайностей могут обернуться роковыми последствиями. Оценка поступка как демонстративного тре­бует тщательного анализа всех обстоятельств.

Аффективное суицидальное поведение.

Сюда относятся суицидальные попытки, со­вершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряжен­ной ситуации может растягиваться на часы и су­тки. В какой-то момент здесь обычно мелькает мысль, чтобы расстаться с жизнью, или такая возможность допускается.

� обернуться роковыми последствиями. Оценка поступка как демонстративного тре­бует тщательного анализа всех обстоятельств. �ресована: дома - родным, в компании сверстников - кому-либо из ее членов и т.д. Следует, однако, учитывать что демонстра­тивные по замыслу действия вследствие недос­таточности, неправильного расчета или иных слу­чайностей могут обернуться роковыми последствиями. Оценка поступка как демонстративного тре­бует тщательного анализа всех обстоятельств

Факторы риска, подталкивающие подростка к самоубийству:

1. Жестокое обращение окружающих 2.Нарушенные отношения в семье, стремле­ние любыми средствами создать впечатление гармонии; ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм; повышенные и непоследова­тельные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам; практика унизительных и жестоких наказаний

  1. Проблемы в школе
  2. Неразделенная любовь.

Профилактика суицидального поведения несо­вершеннолетних является одной из важнейших за­дач общества. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при комплексном подходе объединяющим усилия спе­циалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов). Значительная часть детей и подростков со своими проблемами обращаются к педагогам и психологам школ.

Рекомендуется придерживаться сле­дующих принципов:

  1. Неотложность. Беседа с подростком- должна осуществляться в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерении.
  2. Эмпатическое, не директивное отношение к подростку.

-        очень важно внимательно выслушать человека, дать возможность ему выразить в словах свои эмо­циональные проблемы,

-           психолог (педагог) должен стать адвокатом пациента, а не его судьей

-           следует избегать «дешевых» утешений или уп­реком («Подумали ли Вы о своей семье, матери?» и т.д.) �и обращаются к педагогам и психологам школ.

  • Временное исключение подростка из стрессогенной ситуации.
  • Сбор информации о кризисе
  • внимательно воспринимать каждую жалобу пациента, не пренебрегать тем, чтоможет «показаться» несерьезным «манипулятивным», «попыткой привлечь внимание»,
  • прямо спрашивать о суицидальных мыслях, намерениях, планах, суицидальном поведении в прошлом.

5.         Определение внутреннего смысла  кризиса:

-        ожидания от поступка: что желает изме­нить в себе, окружающих, ситуации.

6.         Преодоление исключительности ситуации:

-        показать, что подобные ситуаций встречаются достаточно часто, но другие люди находят из них альтернативные выходы.

7.         Разработка ясного плана действий

-    для подростка, испытывающего состояние
психологического дистресса, ощущение, что «ничего
не делается для оказания помощи», усиливает трево­гу. Необходимо предоставить пациенту план про­стых и конкретных мероприятий, направленных на оказание медицинской и психологической помощи.

8. Наладить контакт с родственниками и друзья­
ми. Родственники и друзья подростка могут по­зитивно влиять на его состояние и быть источни­ком ценной информации.

САМОУБИЙСТВО ?!

НИКОГДА!

Обеспечить психологическую поддержку и ак­тивизировать собственные ресурсы подростка.

Альтернативный выход из ситуации он должен находить самостоятельно, т.к. лучше самого подро­стка, никто не знает подробностей конфликта.

9.  Критически относиться к облегчению, отмеченному после первой беседы о суициде.

Часто подростки высказывают свою удовлетво­ренность первой беседой, что усыпляет бдитель­ность окружающих, следует помнить, что суици­дальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов.

10. В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в будущих кризисных ситуациях или
неразрешенной текущей.

Психологам и педагогам в санитарно-просветительной и агитационно-массовой работе по борьбе с зависимостями от алкоголя, наркотиче­ских веществ, с правонарушениями, а также по вопросам,

затрагивающим особенности поведения детей и подростков. Необходимо указывать на связь самоубийств с другими формами отклоняющегося поведения.

Таким образом, только совместными усилиями психологов, педагогов и медиков можно дос­тичь положительного результата в профилак­тике суицидного поведения среди детей и подрост­ков. Мы должны научиться активно слушать и -главное - слышать наших детей. Для многих из них будет достаточно, чтобы не ступить за черту.

Педагог-психолог - родителям:

Ваш шершавый подросток

Поощрение и наказание 

Секреты бесконфликтного общения родителей и детей

Спайсы: что это и как избавиться?

Нет пьянству и алкоголизму

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.